Пуховичское военно-пехотное училище основано 13 февраля 1940 г. в поселке Пуховичи около г. Малая Горка под Минском (БССР). Перебазировано в г. Великий Устюг Вологодской области 15 мая 1941 г. Начальником училища был назначен полковник Н.И. Потапов, комиссаром В.А. Клещев. Училище состояло из четырех курсантских батальонов, было укомплектовано хорошо подготовленным командным и преподавательским составом, которые занимались подготовкой младших командиров. Первый выпуск был произведен в Великом Устюге в июне 1941 г., второй, досрочный – в августе 1941 г. За период с 1941 г. по 1945 г. было проведено 34 выпуска. В мае 1945 г. училище было перебазировано в г. Петрозаводск и переименовано в Петрозаводское военное училище. В 1958 г. расформировано. С февраля по апрель 1942 г. на базе Пуховичского военно-пехотного училища было сформировано Великоустюгское военно-пехотное училище, которое в октябре 1942 г. было перебазировано в г. Каргополь, где и работало до конца 1945 г.

Приказ №227 «О мерах по укреплению дисциплины и порядка в Красной армии и запрещении самовольного отхода с боевых позиций», получивший среди самих бойцов название «Ни шагу назад!», вышел 28 июля 1942 года.

Годом создания завода считается 1913 год; тогда он назывался Царицынский орудийный завод «Виккерс» и осуществлял выпуск крупнокалиберного вооружения. После Октябрьской революции, в 1920-х годах, был переименован в Сталинградский машиностроительный завод «Баррикады», в 1930-х годах получил уникальный индекс № 221 и стал производить морское артиллерийское вооружение. С началом Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. на «Баррикадах» выпускали до тысячи орудий в месяц. С приближением фашистских войск к Сталинграду завод был эвакуирован в г. Юрга Новосибирской области. Опустевшие корпуса завода во время боев за Сталинград в течение 40 дней героически обороняла 138-я стрелковая дивизия под командованием полковника Ивана Ильича Людникова. Образовавшийся в результате окружения дивизии фашистскими войсками участок на берегу Волги получил название «Остров Людникова». В боях за «Баррикады» из первоначального состава 138-й стрелковой дивизии в 2,5-3 тысячи человек в живых осталось 500 бойцов. Дивизия уничтожила 7500 солдат и офицеров противника, 22 танка, 3 бронемашины, 28 автомобилей, 16 орудий, 50 минометов.

Металлургический завод «Урал-Волга» (таково первое название завода «Красный Октябрь») был основан в Царицыне 30 апреля 1897 г, в 1898 г. на нем была пущена первая мартеновская печь. В годы первых пятилеток завод «Красный Октябрь» становится центром по производству высококачественной стали для предприятий автомобильной промышленности. К 1941 г. завод являлся единственным на юге страны металлургическим гигантом. В начале Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. завод «Красный Октябрь» становится одним из главных поставщиков металла для нужд фронта: на заводе была освоена технология производства броневой и шарикоподшипниковой стали, выпускались реактивные установки БМ-3 («Катюши»), поэтому он не был эвакуирован в тыл и продолжал работать, даже когда враг подошел к Сталинграду. Во время Сталинградской битвы завод был полностью разрушен, но уже 30 июля 1943 г. выдал первую плавку, а 31 августа – первый прокат. Довоенной мощности завод «Красный Октябрь» достиг в 1948 г.

Сталинградский тракторный завод имени Ф.Э. Дзержинского был основан в 1930 г. В 1940 г. завод получил задание организовать производство танков Т-34 и танковых дизелей В-2; к серийному производству Т-34 приступили в начале 1941 г. С первых дней Великой Отечественной войны начался выпуск и ремонт танков Т-34-76, танковых двигателей и артиллерийских тягачей. Из-за разрыва связей со 122 заводами-смежниками, которые были эвакуированы в тыл, весь цикл производства пришлось налаживать на самом предприятии, благодаря чему завод превратился в универсальный с массово-поточным производством, что позволило ему выпускать танки даже в дни осады города. Во время боев за Сталинград 6 тысяч рабочих вступили в народное ополчение и защищали с оружием в руках в том числе и свой завод. В результате бомбардировок цеха завода были полностью разрушены, часть оборудования и специалисты были эвакуированы. После освобождения города начались восстановительные работы: в апреле 1943 г. был отремонтирован первый танк, в мае – эшелон танков.